Учет как общая, самостоятельная функция управления

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление, то есть как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производства с целью повышения эффективности деятельности организации и ее прибыльности. В экономической же литературе определений управления много. В работах различных авторов управление определяется как: наука; система; структура; механизм; искусство; специфический вид деятельности; функция производства; целенаправленное воздействие; процесс; функция аппарата управления и т.д.

Рассматривая то или иное определение управления, необходимо иметь ввиду, что каждое из них, невзирая на различия, может оказаться правильным. Это объясняется тем, что в каждом случае управление определяется применительно к конкретной области материального производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.п.).

В обобщенном понимании управление – это функция любой организованной системы, направленное на сохранение динамического равновесия со средой и на ее развитие. Можно констатировать также, что управление – это процесс, предполагающий целенаправленное воздействие на элементы и связи системы организации для достижения поставленных целей.

Процесс управления в современных условиях характеризуется как: текущее, разовое воздействие на объект (оперативное управление); поэтапная квантификация, осуществляемая во временном и пространственном аспектах по стадиям воспроизводства – кругооборота капитала (тактическое и стратегическое управление).

Функции же управления представляют собой элементы процесса управления и отражают различные его содержательные стороны. Поэтому важное значение для совершенствования процесса управления производством имеет правильное понимание экономической категории
«функция управления».

Функция в переводе с латинского (function) означает использование, осуществление чего-либо. В энциклопедическом словаре функция определяется как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений». Применительно к экономическим системам функция есть способ реализации в реальной действительности ее внутренней глубинной сущности. В экономической литературы по управлению встречаются различные подходы при определении количества, структуры и содержания функции управления.

Достаточно полное определение понятия «функции управления» дано Г.И. Будылкиным и В.В. Прошиным: «Функции управления – это обособленные, специфические виды деятельности, обладающие единством цели, задач, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели».

В данном определении нашли отражение критерии, которым должны отвечать функции управления (единство цели и характера выполняемых работ и операций); подчеркнуто, что каждая функция проявляется в связи не со всем управляемым объектом, а только с его определенной частью; указана направленность воздействия (достижения поставленной цели).
Другой проблемой в данном вопросе является определение перечня и классификации функций менеджмента. По данному вопросу как в работах отечественных ученых, так и в работах зарубежных специалистов встречаются довольно различные мнения о классификации функций управления.

Это говорит о существовании сложной организованной системы управления экономическими субъектами в современных условиях. Что касается роли и значения хозяйственного учета и его место в системе управления, то по этому поводу зачастую в экономической литературе, особенно по менеджменту работ зарубежных авторов, учет не относят к общим, самостоятельным функциям управления.

Подавляющее большинство авторов работ справедливо считают, что основными функциями управления являются: прогнозирование, планирование, контроль, учет, анализ, организация деятельности и хозяйственных систем, регулирование хозяйственных процессов.

Из всех перечисленных функций существенная роль должна быть отведена учету, так как без использования информации учета невозможно осуществление других функций управления (прогнозирование, планирование, анализа, контроль и т.д.), а без выполнения указанных
функций, например, контроля практически невозможно принятие субъектом управления эффективного управленческого решения.

Основополагающей для принятия эффективных управленческих решений является релевантная информация учета, которая в сфере экономики движется (процесс коммуникации) по разнообразным каналам: это «память» или сохранение информации о прошлых событиях, живущая в настоящем, характеризующая хозяйственные процессы во времени и пространстве, и внутренние и внешние формы общения (отношения).

Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную и полную информации: без достоверной и полной информации немыслимо эффективное управление. Информация и управление – это своего рода функциональные «близнецы». Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Исходный пункт любого хозяйственного (экономического) управленческого процесса (главным среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) – получение и обработка информации. Основным поставщиком такой информации является учет.

Интерпретация и проверка объективности, уместности и полезности такой информации для принятия управленческих решений осуществляется также в системе учета. Только в системе хозяйственного учета получают свою количественную и качественную характеристику объекты наблюдения и управления хозяйствующего субъекта. Учетная информация способствует укреплению взаимосвязей между всеми функциями управления благодаря чему достигается эффективность менеджмента хозяйственными процессами. Учет и другие функции управления (прогнозирование, планирование, организация деятельности, анализ, контроль и регулирование) взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют в системе управления производством.

При этом интегрирующим средством всех функций управления является процесс коммуникации учетной информации. Процесс коммуникации обеспечивает системность функционирования всех звеньев, участвующих в развитии управления и производства для достижения основной цели экономического субъекта – получения максимума прибыли при нормальных издержках. Повышение эффективности коммуникации в системе учета обеспечивается при обоснованном определении информационных потребностей пользователей информации и взаимодействии всех экономических служб организации и достижении обратной связи в системе управления. Ниже показана взаимосвязь функций управления производством (рис.1.2).

Эффективность процесса коммуникации зависит от: содержания и формы представления информации; уровня автоматизированной обработки и передачи информации пользователям; уровня профессиональной квалификации персонала экономической службы и административно- управленческих работников организации; состояния системы менеджмента и степени использования экономических методов управления в данном хозяйствующем субъекте.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)