Реинжиниринг организационных систем

Для того чтобы выжить в современных условиях и обеспечить определенные результаты, организация должна целенаправленно проводить организационные изменения, частичные или радикальные. В рыночных условиях необходимо изучать покупательский спрос и наблюдать за поведением цен, развивать систему гарантийного обслуживания и контроля, совершенствовать систему бухгалтерского учета и финансов, предоставлять больше свободы действий подразделениям организации и др.

Последовательное осуществление организационных изменений требует гибкой поэтапной работы: подготовки, сбора информации и определения проблем, выработки общего и полного понимания решаемых проблем, организационно‑технического проектирования, социального проектирования и процесса преобразования. Названные этапы должны осуществляться последовательно. Этапы подразделяются на задачи, реализуемые в разной последовательности. Рассмотрим краткую характеристику каждого этапа осуществления программ реализации и методов, используемых для решения задач каждого этапа.

Подготовка

Основополагающее значение для успешной реализации программы реорганизации имеет обеспечение поддержки изменений со стороны персонала организации. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, следующие: какова задача и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту; каковы цели данного проекта в целом; кто должен быть включен в группу по реорганизации и какие
требования к их опыту и квалификации; привлекать ли специалистов и экспертов со стороны; каковы могут быть способы преодоления сопротивления изменениям.

Приведем некоторые способы преодоления сопротивления организационным изменениям из теории и практики управления (табл. 1).

Таблица 1

Способы преодоления сопротивления организационным изменениям

Необходимость в реорганизации обычно обнаруживается как результат изменения рыночных условий внешней среды. Поэтому на данном этапе руководству необходимо проникнуться необходимостью принятия решений, найти сторонников этой идеи, провести совещание, создать проектную группу, обеспечить руководство проектом, выявить проблемные вопросы, наметить приоритеты по проекту.

Как показывает практика, реорганизация всегда приводит к сопротивлению, поэтому процессом изменения надо управлять. Для этого рекомендуются следующие методы (табл. 2).

Таблица 2

Методы управления процессом изменений

Сбор информации и определение проблем

Задачи данного этапа — выявление продукции и услуг, ориентированных на потребителя.

На этом этапе необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Каковы главные процессы в деятельности организации?
  2. Как эти процессы соотносятся с процессами, идущими у потребителей и поставщиков?
  3. Каковы стратегические процессы организации?
  4. Какие процессы должны быть реорганизованы и когда?

Главное на этом этапе — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, непосредственно ориентированных на удовлетворение запросов клиентов. Необходимо взвесить процессы реорганизации с позиций их воздействия на поставленную цель, определить приоритеты и запланировать этапы реализации каждого организационного решения. Методы, используемые при осуществлении этого этапа мероприятий по комплексной реорганизации, приведены ниже (табл. 3).

Таблица 3

Сбор информации и определение проблем

Выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Цель этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели.

На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:

  1. Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, в каком порядке они используются?
  2. Как совершается движение ресурсов, информации в ходе процесса?
  3. Каковы сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации?
  4. Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, как их можно пересмотреть?
  5. Как другие компании того же уровня осуществляют процессы реорганизации?
  6. Каковы причины отставания компаний в организационной работе?
  7. Каковы специфические задачи, как их довести до всех работников?

В ходе выполнения этих задач должно быть расширено понимание процессов деятельности, оцениваться влияние каждой операции на получение конечного результата (табл. 4).

Таблица 4

Выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Организационно-техническое проектирование

Цель этого этапа — дать техническую характеристику процесса реорганизации. здесь дается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля, используемых в процессе реорганизации.

Основные вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:

  1. Какие технические ресурсы и технологии будут необходимы в период реорганизации?
  2. Как наилучшим образом их приобрести?
  3. Какая информация необходима для управления процессом?

Нередко при выполнении задач данного этапа рассматривается та часть процесса реорганизации, которая может осуществляться автономно. Поэтому возможно перегруппировывать процессы, используя различные технологии для моделирования, сбора информации, компьютерных разработок, создания экспертных систем, баз данных и др. (табл. 5).

Таблица 5

Организационно-техническое проектирование

Социальное проектирование

Целью данного этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации. Производится описание кадрового состава, характера работы, стимулов, процесса обучения. Социальное проектирование осуществляется одновременно с техническим.

Контрольные вопросы:

  1. Какие трудовые ресурсы необходимы в период проведения реорганизации?
  2. Какие существуют возможности для срочной реализации программ?
  3. Какие мероприятия намечается провести в социальной сфере?
  4. Как изменятся обязанности, как переучивать кадры?
  5. От кого ждать сопротивления, какие препятствия надо преодолеть?
  6. Как будет выглядеть новая организация?

На этом этапе намечаются необходимые изменения в распределении обязанностей, полномочий, знаний для того, чтобы дать персоналу возможность улучшить свою работу. Составляется матрица текущих и измененных видов работ по квалификации, опыту и набору ориентаций.

На данном этапе рассматривается вопрос согласованности текущих и проектируемых видов работ. Применительно к каждому работнику необходимо определять ожидаемое участие в процессе, при необходимости намечаются меры воздействия, меры стимулирования, мотивирующие работников к новым формам организации работы (табл. 6).

Таблица 6

Социальное проектирование

Преобразования

Цель данного этапа — разработка экспериментальной версии реорганизационного проекта.

Контрольные вопросы:

  1. Когда надо начинать контроль процесса?
  2. Как снимать неожиданно возникающие проблемы?
  3. Как обеспечить непрерывность процесса преобразования?

Данный этап — окончательная разработка технического проекта, оценка и обучение персонала, введение преобразований (табл. 7)

Таблица 7

Преобразования

Для обеспечения процесса постоянного совершенствования организации необходимо выполнение следующих требований:

  • перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходимо поставить ясные цели и показать пути их достижения;
  • персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения преобразований;
  • на персонал необходимо возложить четкие обязанности и полномочия, определить стимулы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)