Производство керамических изделий

Производство керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления массы, формования изделий, сушки, обжига и декорирования.

Обработка сырья и приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы. Примеси оксидов титана, железа вызывают желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, пузырей.

Формование бытовых изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).

Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формуют из пластичной массы влажностью 20-25 % на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством шаблона или ролика. Изделия сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным или ажурным рисунком изготовляют отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.

Новыми прогрессивными методами изготовления керамических изделий являются формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.

Возможные дефекты формовки – разнотолщинность стенки, следы изношенных форм, попадание кусочков гипса в массу.

Сушка имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить его к обжигу. Влажность доводится до 1-2%. При слишком быстрой или неравномерной сушке возможны деформация и образование трещин.

Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг.

Первый обжиг – утельный – для твердого фарфора является предварительным (900-1000°С), для мягкого фарфора (1260°С), фаянса (1250-1280°С), майолики (990-1100°С) – основным, определяющим их свойства.

Второй – политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420°С) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование структуры черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора обжигают однократно.

При нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др.

Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесением декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.) рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.

Основными видами разделок являются следующие.

Усик, отводка, лента – это непрерывные круговые полоски разной ширины: усик – до 1 мм, отводка – до 3, лента – 4-10 мм. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации другими.

Трафарет представляет собой плоскостной одно-, двух- или многокрасочный рисунок с резко очерченными краями. Получают его распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.

  • крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски;
  • полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более;
  • нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому;
  • при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.

Штамп – однокрасочный графический рисунок краской или золотом, наносимый резиновым штампом. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками.

Печать – графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них — на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

Декалькомания (деколь) представляет собой одно- или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой.

Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

Шелкография – это одно- или многокрасочный линейный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.

Живопись выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).

Разделка рельефа – это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.

Фотокерамика – фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении.

Рисунки в зависимости от их расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посредине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; рисунок букетом – до трех рисунков включительно.

Разделки, выполненные надглазурными красками, закрепляют в муфельном обжиге. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены. Изделия 1-го сорта маркируют красной краской, 2-го – синей, 3-го – зеленой.

Художественно – декоративные изделия представлены весьма широко. Это высокохудожественная посуда, декоративные изделия для украшения стола и интерьера, сувениры. Их изготовляют из твердого и мягкого фарфора, белых и цветных масс.

Декоративные изделия (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными и неглазурованными, в «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода-изготовителя. Особенно высокими достоинствами отличается продукция завода имени М.В. Ломоносова, имеющая всемирную известность.

Ассортимент тонкокаменных изделий и изделий из полуфарфора включает отдельные предметы и наборы посуды, декоративные изделия – вазы, скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.

Из термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду.

Майоликовые изделия носят выраженный национальный характер. Структура ассортимента, виды, формы изделий, приемы декорирования и даже цветовой колорит традиционны для отдельных республик и предприятий. Ассортимент классифицируют по виду черепка – из беложгущихся и цветных глин, назначению и другим признакам. Из майолики вырабатывают штучную и комплектную чайную, кофейную и столовую посуду, в большом количестве выпускают художественно-декоративные изделия.

Художественные майоликовые изделия представлены скульптурой (чаще фигурки животных), вазами для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками и блюдами, сувенирами, а также изделиями утилитарного характера. Декорируют майоликовые изделия росписью ангобами, гравировкой по ангобу, одноцветными и потечными глазурями, глазурями вспененными и «кракле», восстановительного огня и др.

Основными направлениями развития ассортимента тонкокерамических изделий являются дизайнерская разработка конструкций посуды для отдельных типов предприятий общественного питания и бытовой посуды для кухни (емкости для холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем выпуске до 30%, варьирование состава комплектной посуды повседневного пользования в соответствии с требованиями потребителей, улучшение ее эстетических свойств, повышение ежегодной обновляемости форм и декора посуды до 30%.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)