Предмет бухгалтерского учета и характеристика объектов его наблюдения

Бухгалтерский учет осуществляется непосредственно в организациях (экономических субъектах) и является неотъемлемой частью хозяйственного механизма и системы управления данной хозяйственной единицы. Так, каждая организация для осуществления своей деятельности располагает определенным имуществом (хозяйственными средствами).

Имущество (хозяйственные средства) организации в процессе воспроизводства постоянно изменяется, совершая кругооборот. Кругооборот имущества, как известно, включает три процесса: процесс заготовления материальных ценностей; процесс производства продукции (работ, услуг); процесс реализации (продажи) готовой продукции (работ, услуг). Все три процесса совершаются непрерывно и во взаимосвязи представляют собой кругооборот имущества (воспроизводство совокупного продукта).

Кругооборот средств подлежит отражению в бухгалтерском учете. Каждый вид средств имеет свой источник формирования (образования) и целевого использования. Поэтому источники средств подлежат также отражению в бухгалтерском учете. Отсюда следует, что объектами бухгалтерского учета (наблюдения) являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования деятельности организации; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено Федеральными стандартами.

Все изменения, связанные с объектами бухгалтерского учета (наблюдения) в процессе кругооборота средств организации подлежат определенной степени познания. Поэтому следует определить предмет бухгалтерского учета. Для этого можно использовать модель бухгалтерской информационной системы (БИС) фактов хозяйственной жизни (ФХЖ) в системе управления организации (рис. 3.1), разработанная на основе теории экономических информационных систем и управления.

На данной модели подфункция У 1 У2 характеризует организацию и процесс осуществления процедуры бухгалтерского управленческого учета фактов хозяйственной жизни (по центрам ответственности, стадиям воспроизводства совокупного продукта), связанных с движением и затратами на потребление (использованием) ресурсов, выпуском и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, формированием себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов.

Подфункция У3 У4 характеризует организацию и процесс осуществления процедуры (общей, локальной) бухгалтерского финансового учета фактов хозяйственной жизни, связанных с наличием и движением имущества и обязательств, использованием ресурсов в процессах воспроизводства, формированием собственного капитала, доходов, расходов и финансовых результатов организации. Отсюда следует также, что финансовый учет и управленческий учет являются не только подсистемами общей системы бухгалтерского учета, но и подфункциями управления организации.
Приведенная модель БИС (рис. 3.1) включает следующие компоненты: множество элементов системы и взаимосвязей между ними; входы и выходы информации. Каждый ФХЖ, зарегистрированный в БИС, определяется следующими параметрами: Х – подтверждение состояния или изменений объекта наблюдения; t 0 – момент времени наблюдения состояния или изменения объекта; t 1 – момент времени, в который состояние, изменения объекта были зарегистрированы.

Значение этих параметров образует вектор-функцию: ФХЖ (Х, t 0, t1). Целевая функция приведенной БИС – соответствие цели результатам функционирования системы. Она должна обладать свойствами целостности, относительности и дифференциации.

Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы и целей функционирования ее подсистем и элементов. Свойство относительности устанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов и выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя, проектировщика системы. Реальный мир богаче системы. Поэтому от исследователя и его целей зависит, какие стороны реальной хозяйственной жизни и с какой полнотой будет охватывать система.

Дифференциация означает свойство делимости системы на относительно самостоятельные подсистемы – финансовый учет, управленческий учет, каждая из которых рассматривается как система. БИС должна отвечать требованиям: соответствия критерию эффективности (она должна быть количественной); экономичности (окупаемость затрат управленческой продукцией, полученной от использования информации); регламентности (поступление и обработка информации строго по графику документооборота); самоконтроля (непрерывная работа БИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки); интегральности (однородный ввод информации в БИС и ее многократное, многоцелевое использование). Согласно принципу адаптивности, БИС должна обладать способностью изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

Функционирование БИС в АСУ направлено на успешную реализацию комплекса задач, способствующих повышению эффективности управления производством. При решении задач бухгалтерского учета с использованием ЭВМ в БИС требуется ряд компонентов: исходная и нормативно-справочная информация; алгоритмы решения задач; самой ЭВМ как исполнителя алгоритмов. Для функционирования БИС компонентами являются: база данных; концептуальная схема и информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования данными.

То, что происходит в хозяйственной жизни, в БИС может быть описано только в форме сообщения, подтвержденного документом. Сообщение является носителем информации о факте хозяйственной жизни, то есть «…это то, что учитывает бухгалтер, то, что выступает как предмет счетоводства, и счетоведения».

Однако в современной литературе по бухгалтерскому учету все еще встречаются противоречивые точки зрения по поводу определения предмета бухгалтерского учета. Одни авторы утверждают, что предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства (имущество), источники их формирования и хозяйственные процессы, другие авторы предметом бухгалтерского учета считают информацию. Встречаются и другие точки зрения, где их авторы предмет бухгалтерского учета определяют как «…составляющие производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, которые могут быть описаны бухгалтерской (финансовой) информацией», «хозяйственная деятельность предприятия» и т.д.

Приведенные точки зрения авторов свидетельствуют, что дать точное или наиболее обоснованное определение предмета бухгалтерского учета достаточно сложно. К решению данной проблемы необходимо подойти системно. Такой подход здесь предполагает выделение и объяснение понятий «предмет познания», «объект познания», «объект наблюдения и отражения».

Наблюдение в бухгалтерском учете представляет собой непрерывное (путем документирования) или непосредственное (путем инвентаризации) восприятие, осуществляемое с целью выявления существенных свойств и отношений объекта наблюдения через объект познания.

Отражение – это способ передачи информации об объекте наблюдения и управления к управляющей системе.

Объекты управления (ресурсы, процессы, результаты деятельности), которые одновременно являются объектами бухгалтерского наблюдения, познаются не как вещи, не так, как они существуют сами по себе, а через факты хозяйственной жизни.

Факт – действительное явление хозяйственной жизни; то, что действительно произошло, происходит, существует, произойдет в хозяйственной жизни. Факт – элементарный фрагмент хозяйственной жизни, который является объектом познания бухгалтерского учета.

Предметом же познания бухгалтерского учета являются конкретные аспекты фактов хозяйственной жизни, составляющие их содержание. Например, со склада в производство отпущены (выданы) материалы – это факт или элементарный фрагмент хозяйственной жизни подтверждает изменение в составе средств организации и является объектом познания.

Конкретные аспекты данного факта – место совершения, момент времени совершения факта; объем изменений средств; причинно- следственная связь с исходным наличием материалов и их передачей в производство; ответственность лиц, участвующих в совершении данного факта. Они составляют содержание факта, что выступает предметом познания бухгалтерского учета.

Таким образом, объектом познания бухгалтерского учета в широком смысле является хозяйственная деятельность организации или совокупность фактов (действительных событий, явлений) хозяйственной жизни, характеризующих наличие, состояние и движение имущества организации по видам, составу, размещению, источникам образования (формирования), целевому назначению и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного продукта.

Предметом же познания бухгалтерского учета в широком смысле является содержание совокупности фактов хозяйственной жизни организации, которые уже произошли, существуют, происходят или произойдут в хозяйственной жизни.

Чтобы выяснить более подробно сущность предмета бухгалтерского учета, необходимо раскрыть особенности, структуру и экономическое содержание его объектов наблюдения. К конкретным объектам наблюдения бухгалтерского учета относятся имущество (активы), обязательства (привлеченный капитал), источники финансирования собственных средств (собственный капитал), доходы, расход, факты хозяйственной жизни и могут быть хозяйственные процессы организации.

С целью управления и контроля за движением и эффективностью использования имущества (активов) важное значение имеет информация:

  • о видах, составе средств и их функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта;
  • об источниках образования средств в процессе хозяйственной деятельности.

Отсюда возникает необходимость классификации (группировки) средств (имущества, активов) организации по следующим признакам:

  • по составу и функциональной роли (характеру использования);
  • по видам, экономическому содержанию и размещению в сферах деятельности организации;
  • по источникам образования и целевому назначению имущества.

По первому признаку имущество (хозяйственные средства) организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, доходные вложения в материальные ценности, прочие внеоборотные активы. Внеоборотные активы используются в хозяйственной деятельности длительное время, т.е. более одного года. Некоторые из них отличаются также тем, что постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт.

Основные средства. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения,внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное лучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Законченные капитальные вложения в арендованные объекты
основных средств зачисляются организацией – арендатором в собственные основные средства в сумме фактических произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев.
Таким образом, основные средства используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постоянно, переносят свою стоимость в течение нормативного срока их службы на стоимость вновь созданного продукта, т.е. путем начисления амортизации.

В зависимости от характера и назначения в хозяйственной деятельности они подразделяются на основные средства: производственного назначения и непроизводственного назначения.
Основные средства производственного назначения непосредственно принимают участие в производственной деятельности организации (производственные здания, сооружения, рабочие машины и др.).

Основные средства непроизводственного назначения не принимают участие в производственной деятельности организации, а используются в культурно – бытовой сфере экономического субъекта (дома культуры, столовые, прачечные, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
  • на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

  • объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
  • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
  • объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Нематериальные активы. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся:

  • исключительное право потентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительной авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.

Стоимость объектов нематериальных активов погашаются путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

Характерными особенностями нематериальных активов являются:

  •  отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • использование в течение длительного времени (более одного
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • высокая степень риска в отношении возможных доходов в будущем от их использования;

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

При принятии нематериальных активов к бухгалтерскому учету необходимо, кроме выше приведенных характеристик, соблюдать следующие условия:

  • возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказание услуг либо для управленческих нужд организации;
  • организацией не предполагается последующая продажа имущества;
  • наличие надлежащее оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной собственности.

Кроме того, необходимо учитывать соответствие нематериальных активов следующим требованиям:

  • иметь товарную форму (схема, проект, опытный образец и т.п.) и возможность отчуждение от собственника;
  • являться объектом купли – продажи;
  • иметь реальную цену и стоимость.

Вложения во внеоборотные активы (незавершенные капитальные вложения) – это затраты организации, связанные: с осуществлением капитального строительства; приобретением основных средств, нематериальных активов, земельных участков и объектов
природопользования; закладкой и выращиванием многолетних насаждений; приобретением и формированием продуктивного и рабочего скота основного стада и др.

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в имущество, предоставляемое за плату во временное владение и пользование (по договору лизинга и по договору проката) с целью получения дохода.
К прочим внеоборотным активам можно отнести оборудование к установке, требующего монтажа и предназначенного для установки в объектах капитальных вложений.

К внеоборотным активам относят также долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги (акции, облигации и др.), уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы.

Оборотные активы включают в себя материально-производственные запасы, незавершенное производство, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность (или средства в расчетах), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

Особенностями оборотных активов являются: целиком потребляеются в каждом цикле производственной деятельности; полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции; более короткий срок превращения активов в денежную форму стоимости.

Материально-производственные запасы – часть имущества:

  • используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;
  • предназначенная для продажи;
  • используемая для управленческих нужд организации.

В частности, к материально-производственным запасам относятся: готовая продукция и товары, материалы, животные на выращивании и откорме.

Готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

Товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Материалы – часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве сырья и материалов. К материалам относятся: сырье и материалы; покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; строительные материалы и прочие.

К материально-производственным запасам организации относится особая группа оборотных средств – животные на выращивание и откорме: молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные.

Незавершенное производство – продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическими процессами, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, относятся к незавершенному производству.

К оборотным средствам относятся также расходы будущих периодов: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Средства в расчетах – дебиторская задолженность, т.е. задолженность организации за отгруженную (реализованную) продукцию (выполненные работы и оказанные услуги), по авансам выданным в подотчет подотчетным лицам и др.

Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетных, валютных и прочих счетах в банках.

Краткосрочные финансовые вложения – это финансовые активы: облигации, векселя и другие ценные бумаги, предоставленные займы другим организациям, другие

Прочие оборотные средства. К ним можно отнести отвлеченные средства – часть средств, изъятая у организации в течение календарного года и не участвующая в хозяйственном обороте или направленная на специальные цели.

По видам, экономическому содержанию и размещению имущество (средства) организации подразделяются на:

  • средства в сфере производства;
  • средства в сфере обращения; в) средства непроизводственной сферы;
  • отвлеченные средства (рис. 3.3).

В состав средств в сфере производства входят средства труда или орудия труда (здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства и т.д.), предметы труда (сырье, материалы, топливо, строительные материалы и т.п.), незавершенное производство и расходы будущих периодов. Все эти три элемента, вместе взятые, составляют средства производства.

Средства в сфере обращения состоят из готовой продукции, подлежащей реализации, денежных средств, финансовых вложений в ценные бумаги, средств в расчетах, а также средств, обслуживающих обращение (торговые и складские здания, оборудование, инвентарь и др.).

Средства непроизводственной сферы – это средства культурно- бытового назначения и обслуживания. В зависимости от времени и характера участия в хозяйственных
процессах средства организации подразделяются на основные, оборотные и отвлеченные. Характеристика дана выше.

По источникам образования и целевому назначению имущество организации подразделяется на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств) (рис. 3.4).
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. В составе собственного капитала организации учитываются капитал и резервы: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль; резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Уставный (складочный) капитал – это первоначальный источник формирования имущества (средств) предприятия. Он представляет собой совокупность вкладов (взносов) учредителей (участников) в имущество в денежном выражении при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определяемых учредительными документами.
Сумма уставного капитала отражается в уставе организации и представляет собой относительно постоянную величину. Она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы и их перерегистрации в исполнительных (муниципальных) органах власти.

Добавочный капитал – как источник приращения собственных
средств создается за счет полученной суммы дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования более одного года, а также за счет эмиссионного дохода (разница между продажной ценой и номинальной стоимостью размещенных акций).

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством за
счет прибыли и других источников средств организации. Размер резервного капитала определяется уставом организации в пределах, например, для акционерных обществ, 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений не менее 5% годовой чистой прибыли. Резервный капитал используется для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов акционерам – держателям привилегированных акций при недостаточности для этих целей прибыли. Кроме того, средства резервного капитала могут быть использованы для погашения облигаций организации или выкупа ее собственных акций.

Нераспределенная прибыль – это неиспользованная часть прибыли отчетного года и прошлых лет. Данная часть прибыли может быть использована организацией для создания резервного капитала, в том числе резервных фондов и резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами. Чистая прибыль предназначена также для финансирования капитальных вложений, связанных с производственным развитием (технологическим перевооружением, строительством новых объектов и реконструкцией старых, приобретением основных средств и т.д.).

Кроме того, часть нераспределенной прибыли, согласно учредительным документам организации, может быть направлена на выплату дивидендов учредителям (акционерам).

К источникам собственных средств относят также целевые финансирование и поступления, прочие резервы и источники.

Целевые финансирование и поступления – это средства, поступившие от других организаций и лиц в порядке благотворительной и спонсорской помощи, а также средства, поступившие от правительственных органов и бюджета в виде субсидий или дотаций. Эти средства предназначены для финансирования тех или иных мероприятий, а поэтому должны быть использованы строго по целевому назначению. К прочим резервам относятся оценочные резервы и резервы предстоящих расходов и платежей.

Оценочные резервы создаются за счет прочих доходов организации для регулирования оценки отдельных объектов бухгалтерского наблюдения. Сюда относятся резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты, другие оценочные резервы.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Резервы предстоящих расходов и платежей.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

К собственным источникам финансирования относятся также, кроме выше перечисленных, средства амортизации основных средств и нематериальных активов.

Амортизация – это сумма периодического накопления, создаваемая за счет внутренних резервов путем ежемесячного погашения (распределения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и переносимая на издержки производства (обращения) по нормам (выбранному способу начисления амортизации), определяемым организацией, исходя из установленного срока полезного использования объектов.
Большая часть собственных источников формирования средств организации создается за счет ее прибыли, а поэтому приведем методику определения (расчета) данного показателя.

Прибыль (убыток) организации. Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за определенный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Методика расчета бухгалтерской прибыли организации до налогообложения от всей деятельности можно представить в виде следующей формулы:

где П п – прибыль от продаж (разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ и услуг и суммой совокупных затрат, т.е. полной коммерческой себестоимостью).
Валовая прибыль организации определяется как разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ и услуг и суммой себестоимости их продажи:
Пв = Дд – Сп,
где П в – валовая прибыль;
Сп – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
К заемному капиталу (заемным, привлеченным источникам)
относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства организации.

Долгосрочные обязательства – это обязательства организации со сроком погашения более одного года. К ним относятся:

  • расчеты по долгосрочным кредитам банков, т.е. кредитам банков, полученным на срок погашения (возврата) более одного года;
  • расчеты по долгосрочным займам других организаций и лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) более одного года;
  • прочие долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства – это обязательства организации со сроком погашения до одного года. К ним относятся:

  • расчеты по краткосрочным кредитам банков, т.е. кредитам банков, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;
  • расчеты по краткосрочным займам других организаций и лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;
  • текущая кредиторская задолженность – задолженность поставщикам за материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы; задолженность по расчетам с персоналом организации; задолженность по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондам.

Важнейшими объектами бухгалтерского наблюдения являются также хозяйственные процессы и их результаты, вызывающие изменение имущества и источников их формирования. Основными хозяйственными процессами организации являются снабжение (заготовление), производство и реализация продукции (работ, услуг).

В процессе заготовления приобретаются материальные ценности, основные средства и др. для процесса производства. В процессе производства расходуются оборотные средства, изнашиваются основные средства, начисляется оплата труда работникам, выпускается продукция. В процессе реализации продукции организация получает денежную выручку от покупателей, заказчиков. Результатом процесса заготовления и производства может быть экономия или перерасход средств, а процесса реализации – прибыль или убыток.

Эти процессы состоят из отдельных элементов и связей между ними, содержанием которых является движение имущества и обязательств, т.е. кругооборот капитала:

Реализуя продукт на рынке (Т 1 – Д1), организация получает обратно не только авансируемый ранее в средства производства и рабочую силу капитал, но и определенную прибавочную стоимость (прибыль). Оборот средств в хозяйственных процессах бесконечен, что иллюстрирует следующая упрощенная диаграмма (рис. 3.5):

Таким образом, в каждом из хозяйственных процессов происходит смена одной формы стоимости имущества на другую. Например, при заготовлении материальных ценностей денежная форма стоимости исходного капитала меняется на товарную (материальную) форму, а при реализации готовой продукции средства организаций меняют товарную (материальную) форму на денежную.

У организаций могут быть и другие хозяйственные операции (например, по капитальному строительству), которые также являются объектами бухгалтерского наблюдения. Однако основное содержание ее работы составляют процессы (стадии) кругооборота (снабжение, производство, реализация) ее капитала.

Эти процессы взаимосвязаны, дополняют друг друга как объекты бухгалтерского наблюдения и управления, создают условия для накопления капитала и ведения расширенного воспроизводства.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)