Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара

Уведомление принципала

Требование бенефициара, заявленное гаранту, основывается на существующей между ними обязательствен­ной связи (левая сторона треугольника). Принципал в этих отношениях не участвует, кроме того, они относительно независимы от основного обязательства. Означает ли это, что принципалу должен быть безразличен тот факт, что бенефициар предъявил требование гаранту? Положительный ответ на этот вопрос был бы далек от истины.

Предъявление требования бенефициара к гаранту означает, что бенефициар полагает свои права нарушенными принципалом и считает гарантийный случай наступившим. Между тем принципал может быть не согласен с такой оценкой обстоятельств. Поэтому у принципала имеется интерес в том, чтобы узнать о содержании требования бенефициара, выяснить, какие именно обстоятельства заявлены им в требовании к гаранту и какие документы приложены к этому требованию.

Поставленный в известность о требовании бенефициара принципал может вступить с ним в переговоры для прояснения ситуации, прогнозировать дальнейшее развитие событий, подготовиться к судебному процессу или досудебной процедуре для защиты своих интересов. В уведомлении принципала заинтересован и гарант, поскольку действия бенефициара могут сводиться к предъявлению необоснованного требования или документы, им представленные, могут быть недостоверными. В этом случае гарант может получить право на взыскание с бенефициара убытков (см. следующий параграф). Следовательно, он заинтересован в получении от принципала релевантной информации для защиты своих интересов.

Учитывая названные обстоятельства, обязательственному праву следовало бы предусмотреть оперативное уведомление гарантом принципала о предъявленном бенефициаром требовании, а также снабдить принципала информацией, содержащейся в предъявленном требовании и приложенных документах.

По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования со всеми относящимися к нему документами (п. 1 ст. 375 ГК РФ).

Срок рассмотрения требования

Целью введения независимой гарантии являлось предоставление участникам оборота эффективного личного способа обеспечения исполнения обязательств, которое позволяет кредитору относительно просто и быстро реализовать свой обеспечительный интерес, получив финансовые средства от гаранта. В развитых финансовых центрах рассмотрение требования бенефициара о выплате по независимой гарантии происходит в очень короткие сроки, иногда на это уходит не более одного дня.

Выбор правопорядком продолжительности рассмотрения требования бенефициара по независимой гарантии в значительной степени зависит от доминирующей в этой сфере сложности рассмотрения  требования и проверки документов, приложенных к нему, а также от степени добросовестности в гражданском обороте в целом. Чем лучше стандартизирована документация и более стереотипны гарантийные случаи, тем менее продолжительный срок требуется для рассмотрения требований бенефициаров. Точно так же обстоит дело и с добросовестностью: чем выше уровень добросовестности в обороте, тем меньший срок требуется для рассмотрения требований бенефициаров. В любом случае для придания определенности отношениям сторон, находящихся на левой стороне треугольника, желательно установление относительно непродолжительного срока, в который гарант обязан рассмотреть требование.

Эмпирическим путем можно определить в качестве достаточного срок в пять дней, с возможным увеличением его по условиям гарантии, но не более чем до 30 дней.

В случае признания гарантом требования бенефициара надлежащим должна производиться выплата по независимой гарантии.

Гарант должен рассмотреть требование бенефициара и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, следующего за днем получения требования со всеми приложенными к нему документами, и, если требование признано им надлежащим, произвести платеж. Условиями независимой гарантии может быть предусмотрен иной срок рассмотрения требования, не превышающий тридцати дней (п. 2 ст. 375 ГК РФ).

Проверка требования и документов

После поступления требования бенефициара и приложенных к нему документов гарант должен рассмотреть их. В чем заключается это рассмотрение?

Поскольку гарантия является независимым способом обеспечения, проверка требования бенефициара и приложенных к нему документов непосредственно не связана с оценкой правоотношения между принципалом и бенефициаром (основание треугольника). Проверка должна быть направлена только на оценку самого требования и приложенных к нему документов. В независимой гарантии содержатся определенные условия, и гарант проверяет требование на его соответствие этим условиям, главным образом на выявление названного в гарантии обстоятельства, являющегося основанием для выплаты гарантийной суммы (гарантийного случая). Помимо этого гарант проверяет, не просрочена ли гарантия, устанавливает, исходит ли требование от надлежащего лица, определяет связь требования с гарантией и обеспеченным ею обязательством принципала, правильность указанной к выплате суммы.

Документы, приложенные к гарантии, обычно свидетельствуют о наступлении или ненаступлении тех или иных фактических обстоятельств. Должен ли гарант проверять фактическое наступление обстоятельств, которые указаны в документах? Если бы гарант обязан был делать это, обеспечительная функция гарантии была бы серьезно ослаблена. Это повлекло бы значительные издержки как по затратам гаранта, так и по времени на рассмотрение требования. Гарант не проверяет, действительно ли соответствующие факты имели место, ограничиваясь лишь изучением документов по внешним признакам. Они должны отвечать тому описанию (по форме, содержанию, реквизитам и т.п.), которое содержится в гарантии.

Если обратиться к нашему треугольнику, область проверки гарантом представленных документов ограничивается его левой стороной. Соответствие требований и внешних признаков приложенных к гарантии документов условиям гарантии является основанием для производства выплаты по независимой гарантии.

Гарант проверяет соответствие требования бенефициара условиям независимой гарантии, а также оценивает по внешним признакам приложенные к нему документы (п. 3 ст. 375 ГК РФ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)