Общая характеристика образовательной модели И. Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века. Родился в Цюрихе, в семье врача. Сильное влияние на его воспитание оказали мать и преданная семье служанка. И. Г. Песталоцци был очень добрым человеком, его отличали мягкость характера, стремление помочь другим, он не мог пройти мимо чужого горя.

Общая характеристика образовательной модели И. Г. Песталоцци

В 1769 году И. Г. Песталоцци занял деньги и купил небольшое имение. В нем он планировал организовать показательную ферму, чтобы научить окрестных крестья нправильно вести свое хозяйство. Однако через некоторое время он разорился. Через 5 лет на этой ферме И. Г. Песталоцци открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал около пятидесяти сирот и беспризорных детей. Он занимался их воспитанием, обучал детей чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. И. Г. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.

В течение следующих восемнадцати лет И. Г. Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян. И. Г. Песталоцци видит решение проблемы в том, чтобы научить крестьян разумным методам ведения хозяйства и правильного воспитания детей. По его мнению, это улучшит их нравственное состояние и сделает их жизнь обеспеченной.

Отличительная черта образовательной модели И. Г. Песталоцци — направленность на комплексное соединение науки и культуры при обучении представителей низших слоев населения.

Целью школы И. Г. Песталоцци обозначает всестороннее гармоничное развитие, подразумевая единство умственного, нравственного и физического развития, а также подготовки к труду.

Составными частями предложенной И. Г. Песталоцци модели образования выступают:

  • интеллектуальное элементарное образование;
  • физическое элементарное образование;
  • нравственное элементарное образование.

Таким образом, всестороннее развитие, по мнению педагога, — это важнейший приоритет любой системы образования. И. Г. Песталоцци предостерегал от одностороннего развития, которое может принести только вред, ведь как опасно, когда человек может достигать вершин науки и в то же время творить зло, иметь, как писал педагог, «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию!

Интересно
Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, — это согласие с природой. Причем И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь.

По его образному выражению, «воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы».

Швейцарский педагог утверждал, что «любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути».

Идея природосообразности в понимании И. Г. Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

В качестве наиболее значимых природных способностей ребенка И. Г. Песталоцци выделял: «способность воспринимать речь; способность воспринимать форму; способность воспринимать количество; способность к развитию нравственности; способность к физическому развитию».

Основным средством развития этих способностей И. Г. Песталоцци избирает «предметное обучение», или наглядность. Обоснование этого положения было дано, исходя из роли чувственного восприятия, ясного осознания
предметов и мышления. Теорию и методику элементарного образования И. Г. Песталоцци можно рассматривать в качестве варианта модели развивающего обучения.

В 1798 году в городе Станце правительство поручило И. Г. Песталоцци организовать воспитательное учреждение для беспризорных детей. В здании бывшего монастыря И. Г. Песталоцци открыл приют, в который было принято 80 детей.

Помимо горячей любви к детям, у И. Г. Песталоцци было еще другое средство, при помощи которого он мог делать чудеса в своей области. Средство это — вытекавшее все из той же любви к детям — состояло в уважении личности в ребенке. И. Г. Песталоцци никогда не приказывал, никогда ничего не требовал от детей; он объяснял им, что нужно и почему нужно, и дети всегда охотно делали то, что было нужно. Такой способ многим кажется неисполнимым, а между тем И. Г. Песталоцци он вполне удавался и притом при самых неблагоприятных условиях. Причина успеха И. Г. Песталоцци крылась в том, что он был воспитатель не по должности, а по призванию.

Третьей основой воспитания в приюте Станца являлся труд. Дети исполняли все работы, необходимые для их существования, — работы, польза и необходимость которых были им очевидны и которые поэтому исполнялись дружно и весело.

И. Г. Песталоцци разработал своеобразную «азбуку умений» с оригинальной методикой первоначального обучения на основе чувственного опыта ребенка и его практической деятельности. Таким образом, на основе идеи развивающего обучения И. Г. Песталоцци разработал оригинальную дидактическую модель, позволяющую целостно выстраивать учебный процесс, исходя из потребностей и внутренних природных сил самого ребенка.

И. Г. Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения. В основу разработки методики преподавания родного языка И. Г. Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Он дал целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.

Путем сложных упражнений И. Г. Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)