Многообразие утверждений со словами «есть» и «должен»
Подводя итог обсуждению оценочных и описательно-оценочных высказываний, еще раз подчеркнем, во-первых, разнообразие тех способов, какими оценки могут входить в рассуждение, и, во-вторых, неявный характер подавляющего большинства тех оценок, которые являются составными элементами социальных и гуманитарных наук.
Между полюсами чистых описаний и чистых оценок располагаются следующие типы неявных оценок:
- акцентуированные, или оценочно окрашенные, высказывания, имеющие главным образом описательное содержание, но функционирующие в системе определенных общих ценностей и несущие на себе их оттенок;
- научные законы, не только описывающие и объясняющие некоторые совокупности фактов, но и служащие стандартами оценки других утверждений теории;
- высказывания о тенденциях социального развития, подводящие итог предшествующих стадий эволюции социальных явлений и структур и намечающие перспективу их дальнейшего развития;
- правила отдельных областей человеческой деятельности, обобщающие опыт конкретной деятельности и дающие на этой основе рекомендации, как оптимизировать данную деятельность (иногда такие правила имеют вид чистых описаний);
- принципы морали как правила определенной, хотя и весьма широкой, практики;
- правила логики и математики, являющиеся правилами всякой, или универсальной, практики и вместе с тем сохраняющие определенное описательное содержание, а значит и известную претензию на истинность.
Неявные оценки в науке
«При выборе проблемы исследования, — пишет Ч. Миллс, — ценности фигурируют в определенных ключевых понятиях, которые влияют и на определение пути их решения. Что касается основных понятий, то наша задача заключается в том, чтобы использовать как можно больше «ценностно-нейтральных» терминов и в то же время понимать и эксплицировать сохраняющееся в них ценностное содержание.
Что касается выбора проблемы исследования, то при этом необходимо ясно осознать те ценности, под влиянием которых сделан этот выбор, а затем всячески стараться избежать влияния на выработку решения собственных ценностных предпочтений, независимо от того, какую ценностную позицию занимает исследователь и к каким моральным и политическим последствиям может привести реализация этого решения». Не выраженная ясно морально-политическая позиция, заключает Миллс, гораздо больше влияет на результат, чем открытое обсуждение личной и профессиональной стратегии.
Если ценности — неотъемлемый элемент всякой деятельности, то и научное познание как специфическая форма деятельности не может быть свободным от ценностей.
Если под ценностями понимается, как это бывает обычно, только то, что нашло эксплицитное выражение в специальных оценочных суждениях, сфера ценностей резко сужается: остаются только внешние для процесса познания ценности, подобные моральным, эстетическим или религиозным. Можно предположить, что они имеют определенное отношение к социальным и гуманитарным наукам. Но даже в этом слабом допущении нет прямой необходимости. Естественные же науки в этом случае полностью выпадают из-под действия ценностей.
Узкое истолкование ценностей приводит, в конечном счете, к противопоставлению истинностного и ценностного подходов к действительности, образует пропасть между науками о природе и науками о культуре.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу