История социальной педагогики

Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине ХIХ в. В это время начинает формироваться общественный заказ педагогике и системе общественного воспитания.

В него последовательно «включается»:

  • воспитание молодежи и более старших возрастных групп;
  • адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Так появилась андрогогика — педагогика взрослых. Она занимается в основном проблемами образования взрослых.

В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста.

В конце ХIХ в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась исправительная (пенитенциарная) педагогика, которая занималась исключительно трудными, проблемными детьми.

Тогда же появилась и такая отрасль педагогики, как социальная педагогика. Ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий философ П. Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, обострился у нас в стране в 70-е гг., что было связано с кризисом системы воспитания. Этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др.).

В 80-е гг. на Урале В. Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоретическим изысканиям в сфере социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.

За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась в 50–60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США, уже начиная с конца ХIХ в., все более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиозными и общественными структурами.

Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других организаций.

На современном этапе социальная педагогика определяется как совокупность таких разделов, как философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания, в каждом из которых исследуются специфические проблемы.

Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)