Факторы и закономерности формирования и развития личности человека

Особенности физиологии ВНД человека заключаются в специфике функционирования нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения, проявлении темперамента, эмоций, чувств.

Для постижения педагогической науки важно понимать факторы и закономерности формирования и развития личности человека:

  1. Наследственные: особенности физиологии высшей нервной деятельности (ВНД); анатомо-физиологические особенности; задатки.
  2. Социальные: макросреда; микросреда; общественно-полезная деятельность; общение; организованное воспитание; самовоспитание.
  3. Природно-географические.

Анатомо-физиологические особенности индивида зависят от анатомической и физиологической структуры тела, оказывающих серьезное влияние как на психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям педагога (например, слабое зрение или слух человека должны учитываться в процессе обучения и воспитания).

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей (замечено, что индивид с подвижной нервной системой при смене ситуации может быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы).

Природно-географическая среда оказывает большое воздействие на личность (известно, что выросшие на Крайнем Севере люди более организованны и сдержанны).

Макросреда — общество в совокупности всех его проявлений серьезно влияет на формирование индивида.

Микросреда — группа, семья — важная компонента в становлении человека. Именно здесь закладываются нравственные и морально-психологические качества. Их нужно учитывать и совершенствовать в ходе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого происходит развитие личности и формируются ее важнейшие черты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)